proofreader_z (proofreader_z) wrote,
proofreader_z
proofreader_z

Category:

Мальково, церковь Рождества Христова

DSC00194.JPG

18 февраля 2017, здесь: https://yandex.ru/maps/-/C6aEE8KL

DSC00195.JPG

После утверждения в 1800 году императором Павлом шестнадцати "пунктов о единоверии"
митрополита Платона в Москве у Салтыкова моста была освящена первая в губернии
единоверческая церковь.
И уже практически сразу (в первое десятилетие XIX века) "в услужении" при этом храме упомянут
среди прочих "...Коломенской округи, Гуслицкой волости...крестьянин деревни Мальково Мартын
Алексеев."

DSC00196.JPG

Однако, в родных краях того Мартына единоверческие приходы стали появляться не скоро,
до самой революции были редки и не многочисленны, а Гуслицы так и оставались почти
сплошь старообрядческой землёю.

DSC00219.JPG

Во второй половине XIX века здесь начал активно "бороться с расколом" небезизвестный игумен
Павел Прусский, настоятель Никольского единоверческого монастыря в Москве, федосеевец,
в 1850-х сблизившийся с новожёнами (новопоморцами), а в 1860-х перешедший в единоверие.

DSC00215.JPG

Поле деятельности открылось для Павла лишь после 1872 г., когда начальство наконец отправило
на покой его главного "конкурента по миссионерству", основателя местного новообрядческого
Гуслицкого монастыря схиигумена Парфения, что был пострижен аж в самой Белой Кринице,
но после перехода в никониянство, как пишут, "возненавидел все, что было связано с древним
обрядом, даже в форме единоверия".

DSC00199.JPG

В конце 1873 г. Павел явился для миссионерских бесед в недавно упомянутую деревню Авсюнино,
где уставщик мальковской окружнической белокриницкой, моленной Андрей Степанов, уже давно
томимый "духовними исканиями", зазвал его к себе для агитации односельчан.

DSC00200.JPG

В результате уже в начале следующего года Степанов с двумя товарищами отправился к Павлу
на Преображенку, присоединяться к единоверию, а потом за 14 лет склонил в это дело ещё
где-то порядка шести или восьми семей в Малькове, что повлекло за собой начале 1888 года
строительство в деревне молитвенного дома.

img896.jpg

Этот "дом" явно строился с прицелом на последующее переосвящение его в церковь (ибо имел уже
алтарую апсиду), что и было совершено в самом конце того же 1888-го.
В священники рукоположили того самого Андрея Степанова. Прослужил он до 1916 года.

img897 (2).jpg
Главным спонсором в строительстве этого небольшого, но довольно складного и симпатичного здания
был широко известный здешний благотворитель Алексей Васильевич Смирнов (1839-1915),
хозяин Ликинской мануфактуры, построивший кроме этого ещё около дюжины храмов,
поморец, в связи с женитьбой на Татьяне Яковлевне перешедший в Австрийское согласие,
а уже потом - в синодальную церковь.

с.jpg

Говорят, в новопостроенный храм поместили среди прочего  и "несколько крупных икон", изъятых
нашей доблестной полицией при разграблении "несанкционированно устроенной" старообрядческой
моленной в расположенной неподалёку деревне Селиваниха.

img897.jpg

А уже на следуюший году "в ночь под Рождество" церковь сия полностью сгорела.

DSC00217.JPG

После пожара, только в 1893 или 1895 году при содействии всё того же Смирнова удалось возвести
этот первый в Гуслицах единоверческий каменный храм, дошедший до нашего времени.

DSC00211.JPG

Квадратный четверик с притвором и полукруглой апсидой. Планировалась и шатровая колокольня,
которую мечтали впоследствии соединить с храмом трапезной, но всё то так и осталось в планах
"за недостатком средств".
img898.jpg

Автором был выдающийся и как-то уж очень рано и не благодарно забытый архитектор (точнее
гражданский инженер) Владислав Осипович Грудзин (1824-1901), построивший великое множество
православных храмов, некоторые даже считают, что "по числу работ в Подмосковье Грудзин,
пожалуй, не имел себе равных среди современников".

DSC00203.JPG

Хотя сам он был католик, происходил из польско-литовской шляхты и по настоящему звался
Владислав Адам Иосифович Грудзина. Обрусить своё наименование ему пришлось при
поступлении в петербургский Лесной и межевой институт (1842).

DSC00204.JPG

Здание отличают очень аккуратная лицевая тычковая кладка и весьма скупой декор.
DSC00205.JPG

Плоские лопатки свободно перетекают во фриз с язычками, образуя на плоскости фасадов ниши,
занятые прямоугольными окнами с характерными для того времени клинчатыми перемычками,
прямыми снизу и скруглёнными сверху.

DSC00202.JPG

DSC00212.JPG

По фризу пущен полувал на чуть заметной полочке, а по карнизу несложного профиля - ряд мелких
зубчиков в один тычёк. Вот фактически и весь декор:

DSC00214.JPG

Весьма характерные для стиля и времени спаренные продухи:

DSC00206.JPG

Пишут, закрыли в 30-х, использовали под зернохранилище.
В 1946-м хотели снести, но почему-то "недохотели".
В 2000-м образовалась община. Ремонтируют.

DSC00207.JPG

Судя по тому, что вычинку сделали кирпичём откровенно другого цвета, церковь мечтают замазать и
забелить, а может и раскрасить, как это нынче водится, в базарные цвета.
А жаль ...

DSC00208.JPG

DSC00209.JPG

DSC00216.JPG

DSC00218.JPG

DSC00224.JPG
Tags: Орехово-Зуевский район
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments