proofreader_z (proofreader_z) wrote,
proofreader_z
proofreader_z

Categories:

Интерьер Елецкого собора на старых фото

DSC04164.JPG

img467.jpg

Собор  Вознесения в Ельце - памятник весьма известный. Один из крупнейших в мире православных храмов, возведён по проекту Константина Андреевича Тона в 1845-1889 годах.

img444.jpg

Руководство работами с начала осуществлял академик архитектуры Иван Иосифович Вальпреде, с 1848 г. - елецкий городской архитектор И.И.Померанцев, а с 1874 г. - знаменитый Александр Степанович Каминский.

img468.jpg

Трапезная часть собора была закончена вчерне в 1853 г. К весне 1854-го в её подвале установили
аммосовскую печь, а потом приступили к внутренним работам. Иконостасы двух приделов (Николы и Д.Ростовского) выполнены московскими мастерами (начинал Котов, заканчивал - Никифор Васильевич Соколов), и уже осенью 1855 г. оба престола освятил архиепископ Орловский и Севский Смарагд (ибо Елец тогда состоял в Орловской губернии).

img465.jpg

Таким образом, богослужения в тёплой трапезной собора начались через 10 лет после его закладки, но до завершения громадного пятиглавого четверика было ещё очень далеко. Даже и пять лет спустя (1861) его стены были только лишь доведены до карниза. В 1872 возведены своды. В 1873 - купола В 1874 четверик покрыт "чёрным листовым железом, покрашенным в белый цвет". В 1876 - завершили остекление громадных окон бемским стеклом в железных переплётах.

img462.jpg

Работы в интерьерах четверика начались с 1877 года в период руководства А.С. Каминского, а главным его личным творением стал здесь конечно же громадный иконостас, спроектированный в 1878-м:
img457.jpg


В том же году начали сооружать сию роскошную махину. Нижняя часть, деревянная резная позолоченная с балдахином над царскими вратами составляет единое целое пред всеми тремя алтарями (центральный - Вознесения, правый - Казанской иконы, левый - Александра Невского). Этот ярус делал московский мастер-резчик Лебедев за 36000 р.
img460.jpg


Верхние ярусы "устроены лепною работою из алебастра и цемента, раскрашены и по местам вызолочены".  В средней части они заметно выше боковых и отдедяются от них торцами межалтарных стен. Это уже творил лепщик Сысоев за 6000 р.

img461.jpg

Сооружение иконостаса тоже было делом не скорым. Пишут, установку и позолоту даже первого яруса закончили лишь в июле 1889 года, т.е. буквально накануне освящения храма (в сентябре того же года).
img458.jpg

А вот и сам Александр Степанович перед своим детищем (только тут с подписью кто-то накосячил, имя перепутал):
img456.jpg

Творцом росписей собора чаще называют известного художника-передвижника, академика Алексея Ивановича Корзухина. Но не всё так просто. Он расписал купол, часть стен и выполнил 17 икон иконостаса. Пишут, что заказчик (видимо купец Александр Александрович Петров, исполнявший в 1870-1889 должность "строителя собора") и архитектор (т.е. Каминский) признали работу Корзухина "неудовлетворительной по исполнению". Мастеру выплатили 7000 рублей и расторгли контракт.

img463.jpg

Продолжать и заканчивать работы был приглашён не менее известный живописец Клавдий Васильевич Лебедев, тогда ещё совсем молодой, но в последствии тоже и академик, и передвижник. Росписи холодного храма были окончены в 1887 г.
А вот трапезная так и осталась нерасписанной вплоть до 1950-х годов.

img464.jpg

В 1887-1888 в холодном храме устроили полы, сочетавшие мозаику и мраморные плиты - круглые белые и квадратные серые.

img465 (2).jpg

В год освящения (1889) повешены паникадила, бронзовые позолоченные, изготовленные на фабрике знаменитого московского купца Андрея Михайловича Постникова - среднее на 96 подсвечников и два боковых по 24.

img466.jpg

img469.jpg

img470.jpg

img471.jpg

img472.jpg

img473.jpg

img476.jpg

img474.jpg

img478.jpg

Часто в качестве даты закрытия указывается 1934 год, но местные краеведы ссылаются на частную переписку жителей тех годов и архивные следственные дела, что шили коммуняки елецкому духовенству, из коих следует, что в трапезной служили до начала 1938 г., а холодный храм действительно где-то в 1933-1934 был обращён в хранилище зерна.

img475.jpg

Публиковалось и такое вот, от января 1937-го расписание служб  владыки Серафима (расстрелянного краснопузыми через полгода), в коем собор ещё числится действующим:
img501.jpg

Какое-то время во храме действовал цех золотодобычи. "... были установлены четыре ванны с кислотой. Работницы в марлевых повязках и резиновых перчатках ... смывали сусальное золото..." с деревянных деталей иконостасов. И не только соборных. Сюда свозили иконостасы и прочих елецких церквей. "Обработанное" резное дерево отвозилось в тюрьму на топку".
Пишут, после ударных трудов тех стахановцев остались только верхние (лепные) ярусы главного иконостаса и "полторы створки царских врат".

img479.jpg

Росписи и мозаичные полы холодной церкви, дубовый паркет тёплой, в основном сохранились, хотя и с повреждениями.

img477.jpg

Помимо зернохранилища в здании уместились ещё и бондарная мастерская, и кулинарный цех. В подвале хранили и перерабатывали овощи.

img480.jpg

При восстановлении собора после его открытия (1947) для приделов трапезной перенесли детали иконостасов из церкви Владимирской иконы в Чёрной слободе. Там в самый разгар сталинского мракобесия располагался склад военной лётной части, и те лётчики те иконостасы "не дали в своё время уничтожить".

img506 (2).jpg

Помогло делу и то, что нашлись ещё живыми бывшие работники иконостасного завода Трубициных, а главным мастером стал Иван Корнилович Висков. В 1953 г. новособранные иконостасы были забронзированы, и в результате вышло как-то так:

img518.jpg

А в холодном храме нижний ярус восстанавливали почти заново. Говорят, тут очень помогли модельщики местного завода "Гидропривод".

img506.jpg

Пишут, в 1960 г. сделаны царские врата Казанского и Александровского приделов, воспроизводящие первоначальные, "... для чего послужили фотографические снимки, какие удалось достать у старожилов г. Ельца ...".
А в 1975 г. главный иконостас был позолочен.

img518 (2).jpg

Моя верхняя фотка сделана 27 сентября 2012,

а все Ч/Б публиковались в очень приятной книге весьма почтенных авторов, откуда благополучно сканированы. Выпущена она мизерным тиражом, как нынче и принято издавать хорошую краеведческую литературу, в отличие от мильённных тиражей, коими теперь клепают всяку лабуду.

img372.jpg

К сожалению, целый ряд фото в той книге не подписаны, не датированы, и я не берусь фантазировать об их точном возрасте и происхождении.
Разве, кто из спецов подскажет ...?...

img483.jpg

img370.jpg
Tags: А, Елец
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments