proofreader_z (proofreader_z) wrote,
proofreader_z
proofreader_z

Category:

Хоромы Крестьяниновых во Мстёре

DSC01278

Где-то в полуверсте от центра бывшей слободы, а ныне ПГТ Мстёра, на нынешней ул. Ленинградской стоят два крупных дома, не заметить которые сложно. Они образуют парадную юго-западную границу довольно крупного (ок. 50 Х 70 м) участка, заполненного постройками производственного характера (https://yandex.ru/maps/-/CBBrbHfYTB).

Дом № 38:
DSC01275

3

и дом № 40:DSC01240

4

Пишут, принадлежала сия лепота Василию Семёновичу Крестьянинову, называемому "владельцем крупнейшего предприятия по производству икон во Мстёре". Характеристика весьма лестная, ибо Мстёра в XIX - нач. XX вв. была одним из главных в России центров иконного промысла, в котором тут (включая сбыт, заготовку материалов, изготовление киотов и риз) участвовало большинство мужского и женского населения.

DSC01272

Ещё более лестным кажется мне, что продукция этого фабриканта в ходу и по сей день. Вот скажем, на "Ярмарке Мастеров" за 12 000 р. предлагается "Икона КАЗАНСКАЯ ПБ оклад В.Крестьянинов Мстера конец 19 - нач 20 в." Размером: 27 х 22 х 2 см. (https://www.livemaster.ru/item/26950883-vintazh-ikona-kazanskaya-pb-oklad-v-krestyaninov-mstera-konet):

5

Описание товара гласит: "Латунный оклад изготовлен машинным способом с последующей ручной доработкой. На нижнем бортике оклада имеется отлично сохранившаяся рельефная надпись: «Москва. В.С. Крестьяниновъ съ с-ми. Фабрика въ Сл. Мстере Вл. Губ.» ... оклад прикреплен к иконе при помощи гвоздей. Киот со стеклом и открывающейся створкой. Изображение - литография, произведенная в 19 веке ... Товариществом Сытина И.Д. в Москве."

DSC01269

Пишут, торговать в Первопрестольной наш фабрикант начал не позже 1901 года и не абы где, но таки в Верхних торговых рядах. В Москве же с 1913 г. зарегистрирован "Торговый дом «В.С. Крестьянинов с сыновьями» (капитал 15000 р.), в коем Фёдор, Василий и Николай Васильевичи были "полными товарищами".

DSC01245

Упомянутый же в описании иконы, тесно сотрудничавший с Крестьяниновым,  Сытин И.Д. - тот самый, знаменитый "книгоиздатель и просветитель", примитивная жадность которого породила когда-то первую всероссийскую стачку.

DSC01261

А так выглядел штемпель фирмы. 54x19 мм, высота с рукояткой - 52 мм:
9

Полное же её название писалось: «Фабрика икон, киот, лампад и меднопрокатный завод фольги».

3
Встречается информация о медалях,  полученных фирмой на выставках в Лондоне, Париже, Вене, а также и в СПБ «за исполнение штампованных риз, украшенных орнаментами в старинном русском стиле и по цене общедоступных». Считают, Крестьянинов и  пошёл в гору именно на "товаре массового спроса".

DSC01262

Да и Мстёра в целом производила больше т.н. «расхожия» иконы, с посредственным уровнем живописи, но максимально дешёвые. Однако, были тут и "искуссные мастера – «старинщики», прекрасно знающие древне-русские стили ... и умеющие писать иконы во всех этих стилях. Они изготавливали имитации и подделки под старинные иконы, а также занимались реставрацией ...". (Вспоминается, именно здесь родился выдающийся потомственный иконописец Григорий Осипович Чириков, реставрировавший чуть ли не все наши "самые главные" святыни (в т.ч. и Владимирскую, и Троицу).

DSC01244

Работа старинщиков стоила дорого, но пользовалась спросом знатоков, коллекционеров, а главное старообрядцев, доля которых в общей оценке частных предприятий по Мстёре начала ХХ в. составляла две трети. Сия весьма платёжеспособная и небезразличная к искусству среда включала и род Крестьяниновых, основные данные о котором происходят из метрических книг единоверческой церкви Троицы, мирно догнивающей теперь рядом со своей  кирпичной соседкой, куда более обласканной новыми хозяевами. В последний приезд застал я её такой:
8

А это она в лучшие времена, когда старостой тут был всё от же В.С.Крестьянинов. Упомянутый в подписи справа внизу И. Голышев - известный местный уроженец, литограф и краевед, писавший кроме прочего и о Мстёре, отмечая (1865), что "около половины ее жителей – старообрядцы разных согласий" :

2

Нынешние авторы приводят данные 10-й ревизии (1857-1859): "представителей официального православия было 1774 чел., единоверцев – 473, старообрядцев – 3733".
Добавим, что помимо Василия Семёновича иконным промыслом (хотя и в меньших масштабах) занимались его родственники из более старшей ветви рода - потомки дяди Якова, и из младшей - потомки дяди Фёдора (не путать с приятелем Матроскина).

DSC01265

Нынешняя Ленинградская улица вела из центра слободы на большую дорогу в Шую, а не в Ленинград (да и слова такого ещё не было) и потому звалась по русски просто "Большая Миллионная". Фото явно с колокольни. Видимо, не со всем нам хорошо знакомой монастырской, а с разрушеннной при сухоруком параноике колокольни церкви Иоанна Милостливого (мне кажется, в противном случае последняя попала бы в кадр):

4

На фото в правом верхнем углу внятно видны оба дома
№ 1 - деревянный; № 2 - кирпичный;
а за ними - единоверческое кладбище (до него от домов примерно 230 м)
№ 3 - церковь Троицы; № 4 - церковь Николы; № 5 - часовня:


Вроде бы есть сведения, что фирма Крестьяниновых "существовала с 1859 г.", т.е. была уже при отце, Семёне Андреевиче (ок. 1828 - 1898), а по этому же адресу иль нет, не ясно. Странно, но годы жизни самого "главного персонажа", Василия Семёновича я так ни где пока и не встретил.

DSC01258

Здесь же, на Миллионной хозяйство их было весьма обширным и богатым, о вот история возведения крайне скудна и противоречива.

1

При сложении различных (и отнюдь не первичных) источников, выходит:  иконная фабрика "начата строительством" в 1906 г., меднопрокатный завод "основан в 1908 г.", позолотная и две литейные мастерские - "построены к 1916 г.".

DSC01246

Каменный дом почти все дружно датируют началом ХХ в. и называют домом именно В.С. Крестьянинова. На счёт деревянного имеются разногласия. Одни пишут, он более старый (кон. XIX в.), другие же считают, что он наоборот моложе каменного и поставлен уже для сына, Николая Васильевича, при чём в обеих версиях иногда добавляется, что дом перевезён из Нижнего.  Здание именуется либо "дом Н.В. Крестьянинова", либо более обобщённо, типа "дом, принадлежавший семейству Крестьяниновых".

DSC01243

В описаниях каменного дома (про деревянный молчат) повторяют "в Русском стиле", хотя его тут не так уж и много. Часть наличников обоих домов имеют разорванные фронтоны, которые любили их у нас и в XVII в., и в Русском стиле XIX в. А ещё епанча над главным фасадом, да карнизы с язычками - и собственно всё, список окончен. Пологие лекального профиля с перехватом кровли боковых надстроек ассоциируются у меня скорее с чем-то барочным или "условно восточным". Лопатки каменного дома и карнизы деревянного - явно из ордерных стилей.

image

Каменный дом имеет нетрадиционную ориентацию, главный фасад с парадным входом, балконом и епанчей смотрит не на улицу, как у всех нормальных людей, а на юго-восток, прямо в сторону монастыря, давшего начало слободе.


2

Не менее оригинально и решение водостоков. Трубы не огибают карнизы, а прорезают их насквозь.

DSC01266

Одну из труб главного фасада, дабы не маячила, не поленились обернуть вокруг угла и вывести во двор. А сами трубы тут конечно не "просто жестянка". И вообще архитектура обоих домов очень добротная и приятная для глаз.

DSC01268

На северном углу, где стыковались "непарадные" фасады надстройки не было. Зато имелись антресоли:

DSC01250

При товарищах и дома, и бизнес естественно отняли, но интересно, что до 1925 г. управляющим производством упоминается В. Крестьянинов, только вот не ясно - В.С.(отец) или В.В. (сын).
Пишут, Василий Васильевич в 1937 г. "был арестован в Москве и выслан в Казахстан", а брат его, Николай Васильевич "неоднократно подвергался тюремному заключению".

DSC01247

На рекламных и туристических сайтах меднопрокатный завод Крестьяниновых часто преподносят прямым предшественником нынешнего ЗАО "Мстёрский ювелир", однако, помещается сие предприятие аж на километр западнее (Советская, 89: https://yandex.ru/maps/-/CBBrvUAJ9D). Почему? Фирма была столь "рассредоточенной"? Или "переехала" когда-нибудь в советские годы? Разве, спецы подскажут ...

DSC01248

Возможно, не исключён и вариант "просто путают", тем паче, что было с чем спутать. Ещё у Тица в "Жёлтой серии" говорится о "двух больших ... с паровыми двигателями" производствах фольги во  Мстёре, что заставляет вспомнить о заводе Фатьяновых. Он тоже имел паровую тягу, а рабочих имел 65 человек в 1908 г., т. е. даже вдвое с лишним больше, чем у Крестьянинова - 25 человек в 1910 г..

DSC01271

Интересно, что представители рода Фатьяновых, встречаются в документах не только той же единоверческой церкви, но и мстёрской общины поморского брачного согласия, которая по-видимому была довольно крупной и активной. Пишут, это первая староверская община, зарегистрированная во Владимирской епархии после указа о веротерпимости, их моленная находилась "при доме Алексея Васильевича Занцева".

DSC01277_2

Дома № 38 и 40 по ул. Ленинградской  числятся объектами регионального значения (с 1995 г.). Территория  огорожена и вроде как-бы типа охраняется.

DSC01279

На сайте местных органов висит объявление, предлагающее каменный дом "в аренду с возможной последущей продажей". И сразу озадачила фраза: "площадь земельного участка 883 м² " - т.е. сдают менее 9 соток из коих только сам домище занимает почти 4. Короче, налетай-покупай дворец на почти хрущёвском участке ...

DSC01252

мои фотки - 23 июня 2018

DSC01253
Tags: А, Мстёра
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments