
Павловский Посад,
17 декабря 2018,
здесь: https://yandex.ru/maps/-/CBRyqHaXhD

Николай Васильевич Гоголь в своей известнейшей статье "Об архитектуре нынешнего времени" конечно же не мог среди прочего не высказаться о современном ему Ампире:
"В начале XIX столетия вдруг распространилась мысль об аттической простоте и так же, как обыкновенно бывает, обратилась в моду и отразилась вдруг на всем, начиная с дамских костюмов, преобразовавшихся в небрежное, легкое одеяние гетер."

По тексту сей работы не трудно заметить, что великий наш прозаик ни в коей мере не являлся поклонником классицизма. Однако, это не помешало ему высказать одну весьма мудрую мысль:...

..."Сами греки чувствовали, что одни прямые линии и совершенная простота строений будут казаться уже чересчур плоскими, особливо если множество такого рода строений соединятся вместе. Они чувствовали, что строгая правильность и гладкость строения должна непременно иметь возле себя какую-нибудь противоположность, чтобы быть более оригинальною и заметною. И потому простирали над ними навес древесный. Белизна прямолинейной стены или стройного с колоннами фронтона, выказываясь из-за темной гущи зелени, действительно хороша, потому что составляет контраст с облачным расположением дерева, почти всегда неправильно, но красиво раскидывающего свои ветви."

И не удивительно, что когда мне так повезло с погодой, природой и объектом съёмки, я вспомнил именно то место из Гоголя.

Был мороз не меньше -15, ослепительное солнце, и всё вокруг обледеневшее.

Кстати, в той же статье есть ещё одно примечательное место:...

..."Башни огромные, колоссальные необходимы в городе, не говоря уже о важности их назначения для христианских церквей. Кроме того, что они составляют вид и украшение, они нужны для сообщения городу резких примет ..."

А эта колокольня благодаря своему размеру, расположению на крутом холме и удачным пропорциям выглядит именно "огромной".

Удалась она и в плане "сообщения городу резких примет", давно уже являясь для Посада и символом и визитной карточкой.

Колокольня даже вошла в городской герб:

Памятник известный, достаточно описанный и в каталогах и в сети. А потому мне ленивому хочется ограничиться лишь тем, о чём обычно не пишут.

Не верю, чтобы в проекте не предусматривались капители полуколонн второго и третьего яруса. По каким-то причинам они не были выполнены. А по каким ?...

Старых фото известно не мало. Это (с северо-востока, времён разрушения собора при лысом хряке) лучше всех показывает, что именно осталось. Колокольня и прямоугольный в три окна зал у северной стены, где помещалась крещальня. Хорошо видна и система кирпичной кладки полуколонн с белокаменными "прослойками" - приём весьма распространённый когда-то:

В конце 1960-х крещальню и колокольню отдали под краеведческий музей, пристроив к восточной стене последней двухэтажный корпус хрущёбного типа:

Одним из главных энтузиастов создания того музея старожилы называют Александра Алексеевича Болтинского, здешнего архитектора, о доме которого как-то уже не много упоминалось: https://proofreader-z.livejournal.com/287247.html

Пишут, музей выселили в 1996-м и до 1999-го он не имел собственного здания.

На старых снимках собор обычно белый либо светло-серый:

Приспосабливая здание под музей, для него выбрали цвет красный революционный. Интересно почему? Может в память Павлово-Посадского восстания 12 мая 1918 года, когда набат именно этой колокольни собирал народ на сожжение местного совдепа?...
(фото оттуда):

Говорят, в ходе тех же работ конца 1960-х зачем-то наглухо замазали ленточный руст полуяруса. Расчистили тот руст уже в 1980-е. И с тех же пор памятник получил нынешнюю стандартно-ампирную жёлто-белую раскраску:

На старых фото на верхнем цилиндрическом ярусе видны горизонтальные полосы. Что это? Тоже ленточный руст? Если да, то почему у него такой не равномерный шаг? Мне проще предположить, что те полосы - стыки обшивки железом по кирпичу, каковая была в своё время весьма популярна (да и сейчас встречается).

И судя по этой фотке, вторая версия весьма правдоподобна:

Довольно любопытно и завершение. Сам по себе купол с люкарнами на классической колокольне найти не трудно, но тут сии ложные люкарны выглядят как стрельчатые кокошники. Единственный аналог, приходящий мне на ум - почти ровестница, колокольня Рождественского монастыря (может и другие кто подскажет ...). Но там разностилье такой псевдоготической макушки и совершенно ампирного низа откровенно бросается в глаза. А в павловском соборе всё вышло так складно и гармонично, что не сразу то и заметишь.

Говорят, с момента установки курантов (1891), игравших "Боже царя храни", их очень долго обслуживал Иван Михайлович Попов:

По не проверенным данным и сейчас часами занимается кто-то из его прямых потомков.

Городу очень повезло, что издавна он растёт всё как-то на юг, благодаря чему живущие к северу от центра видят соборную колокольню практически отовсюду.

Видна она и из этого бурелома (от коего до главной улицы Посада менее 350 м):

Вон она с той же точки с зумом, красавица:

И вообще, на мой взгляд это лучшая ампирная колокольня России.

Хотя оно конечно дело вкуса. Кто-то может и что другое предпочесть ...

Остаётся добавить, что прошедший год, бывший и так весьма не дурным, закончился таки на редкость удачно. Ведь уже сколько лет у нас в декабре почти не случалось "лыжной погоды". Или оттепель, дождь и всё течёт, или сильный мороз прихватит. На сей же раз после шибко морозного 17 декабря (что на этих фотках) погода надолго устаканилась в диапазоне где-то от -4 до -9 с довольно приличным количеством снега.

А по сему я всё бросил, загрузился на фазенду и почти полмесяца болтался на лыжах по сосновым борам и не только.
Такая лепота ...

С Новым Годом !!!











