proofreader_z (proofreader_z) wrote,
proofreader_z
proofreader_z

Category:

Церковь Благовещения в Витебске



17 мая 2014, здесь: https://yandex.ru/maps/-/CCQQNEFTPC

Так она выглядит после реставрации 1993-1998 годов, хотя  в реальности вряд ли когда так выглядела. Среди памятников русского домонгольского зодчества церковь стоит особняком из-за своей византийской "полосатой" кладки. Два-три ряда плинфы чередуются с рядом тёсанного известняка.
Радует, что некоторые участки реставраторы оставили открытыми.



Кажется, первым её всерьёз обследовал  Андрей Михайлович Павлинов в конце XIX века, указав, что древняя полосатая кладка сохранялась к тому времени до пят сводов, выложенных уже из более позднего кирпича. Он относил эти своды к XIV веку.


Своеобразный "совмещённый чертёж". Глава реконструирована в типа "изначальном" виде, а хоры изображены "на XVIII-XIX  вв." - соединённые с поздней пристройкой:


Павлинов полагал "самым вероятным" временем датировки храма XI век или начало XII века, указывая на сходство её кладки с  Новгородской Софией  и собором  Антониева монастыря.  Однако, современные авторы такового сходства не находят, видимо считая кладку тех аналогов не достаточно регулярнополосатой.


Тогда же, в конце XIX века публиковались и письменные источники по этому памятнику. Главную роль в благом деле сыграл патриарх западнорусского краеведения  Алексей Парфёнович Сапунов.  В его известный сборник "Витебская старина" включена и "Летопись города Витебска":



гласящая следующее:


Предание о построении храма княгиней Ольгой крепко держалось в народе и даже в XVIII веке упоминалось в официальных документах городских властей.



В том же издании помещён отрывок из знаменитой  "Хроники Стрыйковского",  повествующий о построении Благовещенской церкви великим князем  Ольгердом:


и даже ссылка на польский оригинал:


Следует заметить, что в современных переводах пишут:
"... построил в Витебске две каменные церкви по греческому обряду: одну в нижнем замке, а другую в поле за ручьем или замковым рвом."
Но "greckim kształtem" дословно переводится "греческой формой", и может Сапунов ближе к истине, переводя "в греческом стиле", а не "по греческому обряду"?

Реконструкция Витебского замка на XVI век, выполненная в конце XIX:



Любопытно, что в Витебске, во вроде бы второстепенном Нижнем замке поставили каменную церковь, а в главном, Верхнем - только деревянную на каменном основании. Она тоже описана Стрыйковским, как и сам замок:
"... у Ольгерда было две жены, и обе русские. Первая — витебская княгиня Ульяна (Uljane), с которой он имел вышеупомянутых сыновей и чей портрет, написанный в старинной манере (po staroswiecku malowany), я своими глазами видел вместе с ольгердовым мечом в 1573 году в старинной деревянной церкви верхнего замка Витебска, в каменной нижней части стены (na podmurzu). Замок Витебск, в котором я был на военной службе (sluzyl zolnierska) три года. Этот замок и башню выстроила из камня та самая княгиня в отсутствие Ольгерда, когда он был на прусской войне, а также дворец Нижнего замка, ныне сломанный, и [там] стоит только одна его стена с разрушенными сводами."



Предание, что именно Благовещенская церковь была в Витебске самой почитаемой, видимо не лишено оснований. В  привилее  (1503) короля  Александра Ягеллончика на права и вольности горожан, она названа в числе трёх  главных храмов города. А в строках о "свободе передвижения" таки вообще сказано только о ней:




Первое известное изображение памятника помещено на "Плане Витебска 1664 года". Сей прелюбопытнейший документ появился через десяток лет после  взятия  города  Шереметевым и имеет на обороте подпись:




Благовещенская церковь изображена вполне разборчиво и выглядит ещё в целом не плохо. Добавилась колокольня, похоже, деревянная, отдельно стоящая. Покрытие, вероятно бывшее сначало позакомарным, переделано на пощипцовое. Часто пишут (не приводя доказательств), что это сделано в XVII веке, но такие переделки могли произвести и гораздо ранее.



К тому времени храм (как и прочие в Витебске) был уже давно прихватизирован  униатами, что приключилось в правление не в меру ретивого архиепископа  Иосафата Кунцевича (1618-1623), коего за те миссионерские подвиги неблагодарные горожане укокошили и выкинули в  Двину,  а папы  Урбан VIII  и  Пий IX потом  беатифицировали  и  канонизировали.  Судя по всему, прихожане нашей церкви не поленились поучаствовать в  тех событиях,  ибо по приговору от 22.01.1624 г. с церкви сняли колокола, а «старого Благовещенского попа» Давида приговорили к смертной казни, пишут, «заочно», видимо батюшка успел таки удрать ...
И правильно сделал.

Резной камень из церкви:


Часто пишут, типа мол «Сооружению был нанесён серьезный урон во время Северной войны», только как-то обычно забывают указать, кем именно.  "Летопись Панцырного-Аверки"  разъясняет загадку:



Одни говорят, сожгли по личному приказу  Петра (хотя вроде бы в той войне Польша была союзницей России), другие возражают, дескать "письменного приказа не найдено".  Так или иначе, всяческие птенцы гнезда петрова порезвились в тех краях на славу:



В документе 1714 года говорится, что церковь "приходит уже в развалины".



Вот тогда то здание и было перестроено в формах  Виленского барокко. С юга пристроили ризницу, с запада - притвор с двумя башнями. В своё время А.П.Сапунов всего лишь только скромно предположил, что древнюю главу удалили при этой перестройке.  Нынешние,  уже озвучивают это как факт, хотя я пока не встречал доказательств, что это не сделали когда-либо ранее, или глава не обвалилась сама (хотя бы в том же 1708-м).



План Витебска конца XVIII века, обычно датируемый 1797 годом (хотя, ещё в 1778 году Екатериной II был утверждён регулярный план города, реальное осуществление его затянулось до начала XIX века):


Две акварели  Юзефа Пешки (1767-1831).
Справа - церковь Благовещения. В центре -  Фарный (Парафиальный) костёл Троицы (сер. XVIII в., снесён на рубеже 1950-60-х гг.). Слева вдали - Успенский собор  Базилианского  монастыря (1743-1785 гг., взорван в 1936 г.):



Справа -  Доминиканский  костёл св. Михаила (XVIII-XIX вв., снесён в 1868 г.). В центре - церковь Благовещения. За ней - Фарный костёл:



В 1832 году власти отобрали Благовещенский храм у униатов (видимо, реакция на  Польское восстание),  в 1849 году передали  его Единоверцам  (видимо, реакция на появление  Австрийской иерархии),  а в 1862 году он был снова перестроен, теперь уже конечно в  Тоновском стиле.  Барочные башни убрали. Над средокрестьем возвели деревянную главу:



Оставили и ризницу, и униатскую алтарную преграду, и притвор, увенчав его вместо двух барочных одной "русской" колоколенкой.


На генплане 1865 года церковь уже обозначена как единоверческая:



Церковь Благовещения в новом обличии. За ней чуть левее - бывший Фарный костёл, уже отданный под  Архив древних актов,  но ещё не перестроенный. Вдали (за алтарём Благовещенской) - башня Ратуши (1775). Вдали справа - Воскресенская Рынковая церковь (1772 г., снесена в 1936 г.):



Слева над мостом - Успенский собор. По центру вдали - Воскресенская Рынковая церковь. Справа - Благовещенская и бывший Фарный костёл, уже без башен:



Фото начала ХХ века:


В довоенные годы большевики эту церковь, как и положено, ограбили и закрыли. Потом явились гансы и тоже насвинячили. В документах оорганов охраны памятников писалось так:
"Полуразрушена Благовещенская церковь Х ст. В 1941 г. она была сожжена, вследствие чего вся внутренность храма выгорела: осыпалась штукатурка и во многих местах кладка Х в., повреждена монументальная живопись храма Х—ХIII ст. на 90 %. В 1944 г. немцы превратили эту святыню белорусского народа в огневую точку. В восточных стенах пробили сквозные амбразуры для ведения пулеметного огня, а площадку вокруг храма изрыли окопами и ходами сообщения. В результате этого в фундаментах, стенах и сводах храма образовалось много трещин, карнизы осыпались, кровля уничтожена."
Фото июня 1944-го. Благовещенская церковь и Фарный костёл:



Не трудно заметить, что в приведённом отрывке речь идёт о Х веке, т.е. повторяется версия времён А.М.Павлинова и А.П.Сапунова, хотя, уже издания 1920-30-х годов (Н.И.БруновА.И.Некрасов) в принципе сходятся на датировке храма XII веком. Оно и не удивительно, ибо "в общем и целом" его объёмно-планировочная схема больше всего походит на то, что строили на Руси именно в том столетии. Но конкретные отличия от всех известных на родине домонгольских памятников, порождали кучу версий, где искать аналоги и прообразы. И их искали. В Византии, на Кавказе, на романском Западе. Словом, как выразился наш выдающийся знаток Беларуси и Смоленщины
Леонид Васильевич Алексеев,  "обилие  предположений свидетельствовало, как всегда, о недостаточной изученности предмета"...
Фото "до 1950":



Судя по послевоеннным фоткам, главная ценность здания, его древние стены пережили войну в целом благополучно.
Фото "до 1950":



В 1944 году памятник обмерял  П.Д.Барановский,  а в 1953 году его взяло под свою надёжную и бережную охрану советское государство. Однако, дальнейшая история показала,  чего стоят в нашей распрекрасной стране все эти "охранные статусы".


Семь лет местные партначальники спокойно спали, строили коммунизм, и вдруг - весеннее обострение, приспичило им сделать трамвайный разворотный круг именно на месте церкви. Сказано-сделано, и в 1961 г. объект сняли с гос. охраны. Ну, товарищи советские учёные (в т.ч.  Б.А.Рыбаков и П.Д.Барановский),  конечно же протестовали, писали всякие там письма во всякие там инстанции до тех самых пор, пока тот бывший очаг мракобесия не взорвали в самом конце 1961-го (хотя некоторые пишут, просто ломали  "шар-бабой").

Фото 1959:



Но главная изюминка была впереди. В самом скором времени (чуть не через месяц) объект опять поставили на охрану советского государства, всё такую же бережную, такую же надёжную. Маразм был столь крепок (даже по совковым меркам), что попал в один из первых "Фитилей" (№3, 1962):

https://youtu.be/iYkOy0debNY


Странно, как это вообще в эфир выпустили.  Говорят Никита Кукурузник, обещавший к 1980-му не только коммунизм построить, но и "показать по телевизору последнего попа", изрёк по этому делу даже где-то с трибунны, типа "...правильно, что снесли...".

Фото 1959:



Предсмертное фото, сделанное в 1961 году Л.В.Алексеевым:



Гора камнней и кирпичей лежала посреди областного центра полтора десятка лет. Пару раз в ней копались археологи (1964 - Г.В.Штыхов, 1968 - М.К.Каргер).  В 1977 г. наконец, произведена расчистка и консервация. Охраняемый объект стал выглядеть так (две фотки из Свода Витебской области):



Некоторые части стен сохранились на высоту до 5 метров.



Фото из буклета 1983 года. Автор видимо хотел показать, как гармонично в социалистическом Витебске сочетаются старое и новое:



Во второй половине ХХ века сделаны два немаловажных открытия. Во-перых найден какой-никакой русский аналог полосатой кладки Благовещенской церкви. Под  Борисоглебским собором Новогрудка раскопан древний храм. "Стены церкви были сложены в смешанной технике: из крупных, хорошо отесанных квадров пористого камня с прокладкой рядов кирпичей, большей частью по 2 ряда, но местами по одному или по 3 ряда." При этом "... кладка новогрудской церкви гораздо небрежнее, чем витебской, а галереи, сооруженные сразу же после церкви,... уже ... из плинфы в технике со скрытым рядом..."
План реконструируется весьма приблизительно. Датировка тоже на глазок, "...в очень широких пределах — XII в."



А во-вторых установлено, что столь живописная кладка витебской церкви в уже древности не была открытой, "... поскольку стены снаружи были затерты раствором, по которому белыми полосами имитировалась кладка из крупных каменных блоков." Подобного рода отделка уже встречалась нам в памятниках Чернигова: https://proofreader-z.livejournal.com/414645.html. Стало быть,  мода на белокаменную кладку из крупных квадров была на Руси довольно широко распространена, только в Галицкой и  Суздальской землях её клали реально, а в других - просто имитировали.

Ну, а такой гладкой и белой аки снег штукатурки на стенах не было. Да и глава, позолоченная нитридом титана, наверняка просто уже устоявшийся дресс-код РПЦ. Скажем "спасибо", что они тут хотя бы без любимой ярко синей краски обошлись ...



Фотки интерьера - чужие.



До войны под поздней побелкой вроде ещё сохранялись древние фрески. Говорят, их впервые забелили по приказу того самого святого,  Иосафата Кунцевича.



В наше время кроме "просто XII век" иногда ещё пишут "середина" или там "1130-40-е гг.". Просто князь  Мстислав Великий,  отнял уделы у Полоцких князей, а самих сослал в Византию. После смерти его (1132) ссыльные потихоньку вернулись. Вот кто-то (не помно, кто) и предположил, дескать они привезли с собой на Русь балканского мастера иль целую артель, работавшую в "полосатой кладке". Отсюда такие датировки. Версия красивая конечно, но всего лишь версия ...



Так что с датировкой храма мало что изменилось. Может я что упустил, и спецы поправят, но кажется всё как и раньше держится главным образом на сходстве общей схемы с известными постройками XII века, а это не гарантирует, что здание не могло появиться несколько позже, скажем, веке в XIII и не обязательно до монголов. В Полоцкой земле нашествия не было, стало быть не было и границы "до и после". А примеров использования (в той или иной степени) вроде бы уже устаревших схем даже и в XIV-XV веках известно не мало. Вспомним постройки новгородского  владыки Евфимия  или храмы  князей Острожских:


Но это уже лирика пошла. Хватит на сегодня ...
Tags: А, Витебск
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments