proofreader_z (proofreader_z) wrote,
proofreader_z
proofreader_z

Categories:

Коложская церковь и Гродненская школа. Часть 2



Часть 1 - https://proofreader-z.livejournal.com/816569.html

После кончины Кульчинского у Коложи не скоро появился "новый летописец". Только уже в самом конце XIX века сию роль сыграл Иосиф Соколов, в роскошном двухтомном  "Календаре" которого нашему объекту посвящена аж целая сотня страниц (457-557). В 1891-1897 годах сей автор был "епископом Брестским (с резиденцией в Гродно), вторым викарием Литовской епархии" и несомненно лично был в курсе многих подробностей.



Но и по временам гораздо более отдалённым он приводит много любопытной информации, собранной из самых разнообразных источников. Так например, ссылаясь на  Виленский вестник (1898, №44), Иосиф пишет:

Жаль только, что камня того уж не найти ...

Вид с юго-запада:


А в XVII веке по инициативе всем известного  Петра Могилы,  Коложский монастырь оказывается хотели сделать




Однако, произошла рокировочка:




В год т.н.  "воссоединения"  униятов с синодальной церковью (1839) настоятелем Коложского монастыря был поставлен один из самых деятельных среди новоиспечённых ревнителей Православия  Игнатий Железовский, увлечённый идеей перевода Борисоглебского монастыря с Коложи в центр города, благо что и власти тогда, закрывая весьма добротные  монастыри католиков, признавали:


Вид на Коложу со Старого замка:


Как-то сразу же стали обнаруживаться и трещины в  стенах древнего храма, и опасный подмыв берега, служившие вескими аргументами в переписке с начальством насчёт столь желанного перевода. Кстати, тогдашней прессою в подмыве берега обвинялся

из-за которой все воды Немана дружно устремились к злосчастному правому берегу ...

Вид с Коложи на Старый замок:


Однако, по заключению виленского епархиального архитектора  Тышецкого,  главный источник беды закючался в отсутствии на территории монастыря нормально организованного водоотвода:


Об этом же писал впоследствии и митрополит Иосиф, пусть деликатно, но совершенно внятно обвиняя монастырские власти в самой обычной халатности:



Когда же обвал 1853-го уничтожил почти половину здания, мечты отца-настоятеля получили однозначно зелёный свет, и уже в 1854 году Борисоглебский монастырь обосновался в самом центре города в реквизированном кляштаре гродненских  бернардинок:



Для сего благого дела бывший "костел Рождества Девы Марии, Св. Антония и Казимира" конечно же не забыли украсить кокошниками, "византийской" главой и целой кучей луковиц:



Церковь занимала одно из самых почётных мест в панорамах Гродно, пока не была наконец разрушена совками



Теперь на её месте тупо маячит банальная каракатица  местного драмтеатра:



Монастырь занялся обустройством своей новой обители

А старая (которая на Коложе) была обращёна в монастырскую ферму, обычно сдаваемую арендаторам.

Вид с востока:


Императоры Николай I и Александр II иногда высказывали беспокойство судьбой древнего храма, Синод соглашался выделить средства

но местные духовные власти этот объект уже совсем не интересовал. Вышеупоминавшийся Железовский писал:


А вот мнение почётного члена Петербургской академии наук(!), тогдашнего митрополита Литовского Иосифа (Семашко):


Литовская духовная консистория таки вообще высказывалась в духе "кому надо, тот пусть и делает":



Но какой дурак станет всерьёз спорить с царём, а тем паче отказываться от бюджетных денег?... И дело покатилось "по-нашему". В самом конце 1863 года Синод передал Литовской епархии 10 000 рублей и строжайше

Подряд отдали

а чтобы изыскать недостающие средства, был

Поленюсь приводить полностью весьма пространный и возвышенный текст того "Приглашения" (Литовские епархиальные ведомости от 31 января 1864), заканчивавшегося пламенным призывом, дабы ревнители старины



Труды по "восстановлению", начались в 1864 году, но уже

Работы решили не только остановить, но и передать их





Короче, история таки прямо "современная", как и рассуждения вышеупомянутого архитектора Тышецкого, предлагавшего


Любопытно, что выделение денег Синодом и призыв о народном сборе средств приходились непосредственно на время польского восстания, да и Сидоровский начал работы, когда оно ещё вроде бы не везде было подавлено. Мало того, в том же 1864 году в т.н.  «западные губернии»  отправилась экспедиция  ИРАО  с целью обследования памятников древности. Участвовавший в оной затее академик  И.И.Горностаев  был на Коложе, обмерял руины и составил проект реставрации. Однако, плоды трудов его были опубликованы лишь спустя много лет в  шестом выпуске капитального издания  В.В.Суслова (1900):



Проект Горностаева много критиковали за схематичность и неточность. Лениво перебирать все мелкие подробности, но главное бросается в глаза сразу - явно ни чем не обоснованное понижение западной части храма, ибо верх древней кладки и следы изначальных окон сохранились в том месте даже лучше, чем на других участках стен:



После "реставрации Сидоровского" 1864 года церковь много лет стояла совершенно бесхозной, о чём красноречиво повествует один из рассказов Иосифа. Когда находившиеся в Вильне члены "Церковно-Археологического Общества при Киевской Духовной Академии" изъявили желание получит какой-нибудь раритет для своего музея

Интерьер с юго-востока:


Учёные мужи в ужасе отказались от любезного предложения бескорыстной услуги, но почему, г-н военный так и не въехал.  В мемуарах современников о тогдашней Коложе встречается и такая формулировка:


Наконец, пришедший на смену Железовскому новый настоятель, всем известный издатель Кирилла Туровского,  епископ Брестский  Евгений,  попытался хоть как-то облагообразить святое место, к сожалению, понимая сию задачу исключительно "по-поповски".



В 1872 году в алтаре устроили часовню. Насколько я понял, только в средней апсиде, ибо

Сама по себе идея с часовней не плоха, однако при этом

Не менее безобразно обошлись и со старыми росписями:

Над аркой апсиды появился щипец с розеткой и крестом, а в самой арке - трёхарочная



По линии упавших стен поставили деревянный заборчик с калиткой на западе, запертой на замок, чисто символический, ибо накладка его свободно отцеплялась от деревяшки,



В таком виде памятник простоял два  десятка лет. Как писала пресса начала 1890-х годов


Наконец, очередной епископ Брестский, Иосиф задался целью

Таким образом, была поставлена задача  консервации руинированного памятника, как-то не очень популярная для отечественной практики, тем паче в XIX веке. Мало того, в отличие от, скажем, консервации  Золотых ворот при Николае I, владыка Иосиф восхотел ещё и полноценного  приспособления объекта:

Спроектировать и построить сие непривычное сооружение взялся строительный подрядчик Арсений Моисеевич Пимонов. Его проект одобрил гродненский архитектор Н.В.Романов, а в декабре 1894 года -  Императорская Археологическая комиссия,  выразившая "искреннейшую признательность за столь внимательное отношение к памятникам отечественной старины".
Сей подрядчик организовал всё по уму. В 1895 и зимой 1896 года стройматериалы заготовили, распилили и высушили, а весной 1896-го - постройку собрали. Уже 15 июня ст.ст. на главу установили "золочёный, ажурный восьмиконечный крест" (пожертвование производителя работ).



Судя по всему, в тех краях в те годы Пимонов был довольно популярен. Помимо Коложской церкви он тогда строил в Гродно "гимназию, тюремную церковь, монопольные сооружения", а также перестраивал после пожара  Софийский собор  (бывшую  Фару Витовта) по проекту академика  Николая Чагина. Однако, его биографических данных я пока нигде не нахожу. Зато сразу вспоминается, что одного широко известного в Западной Беларуси старообрядческого деятеля тоже звали  Арсений Моисеевич Пимонов.
А это, случайно, не одно и то же лицо? может спецы подскажут ...


Коложскую новостройку описывали так:


Упомянутые контрфорсы хорошо видны на старых фото:

Потом от них почему-то отказались.




Лестница в стене северной апсиды открывается в интерьер высокими арочными проёмами. В них были установлены иконы, написанные в 1897 году "местным живописцем - воином Николаем Плотниковым". В конце 2019 года их обнаружили в ризнице  Покровского собора  и вернули на Коложу (чужая фотка):


Каменную подпорную стенку с железной решёткой возвело  Министерство путей сообщения (1897)



В таком виде церковь вступала в ХХ век.

==================================

Окончание следует ...
Tags: Гродно
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments