proofreader_z (proofreader_z) wrote,
proofreader_z
proofreader_z

Categories:

Черниговская часовня в Переславле



12 сентября 2021, https://yandex.ru/maps/-/CCUqMJhw2D



Уж и не ведаю, сколько раз я бывал в Переславле или хотя бы проезжал через него, но только в это посещение удосужился наконец-то подойти к сей очаровательной штучке. Знал то я о ней давным давно, всего скорее по всем известной книжке нашего блестящего искусствоведа Михаила Андреевича Ильина (из старой доброй «жёлтой серии»):









Слова о сооружении  часовни в 1702 году, и сравнение памятника с нарышкинскими храмами можно найти также в трудах не менеее знаменитых И.Б.Пуришева и Н.Н.Воронина. Уж не ведаю, кому из троих первому пришло в голову то сравнение (вполне справедливое), но число "1702" явно восходит к авторам ещё дореволюционным.



В недавно переизданной работе (1878) Александра Ивановича Свирелина находим следующее:




Т.е. по Свирелину 1702 г. - всего лишь дата выдачи разрешения, и даже спустя 33 года Михаил Иванович Смирнов в своём капитальнейшем труде понимает сию дату точно так же: "... в 1702 г. дозволено было построить новую каменную часовню, после этого и возникла существующая теперь ..." (стр.196). На основании каких данных авторы уже советского времени посчитали, что в 1702 году строение было не только разрешено, но и совершено́, мне неизвестно.



Есть у Свирелина и ещё дата:

Т.е. достоверное время постройки - между 1702 и 1755 годами.



Как уже было упомянуто, часовня поставлена в память чудесного исцеления преподобным Никитой Столпником князя Михаила Черниговского, который







Считается, что княжеский шатёр стоял именно на этом месте, а оно вряд ли было такими дебрями в те годы. Оно не было дебрями даже и полвека назад, что не трудно заметить по фото из вышеупомянутой книги И.Б.Пуришева:


Это событие явилось причиной гибели преподобного, что подробно описано в книге выдающегося преславского краеведа Павла Васильевича Ильинского:
"... слух о богатых княжеских приношениях обители ... разнёсся по городу ... Родственники Преподобного Никиты ... поспешили навестить его с целью выпросить у него что-нибудь из тех даров ... Но Преподобный ... долго беседовал с ними о суетности человеческих стяжаний и о великом вреде их для души и отпустил их ни с чем."



Однако, в течение той проповеди наставляемые на путь истинный не столько слушали, сколько косились на никитины вериги, блестевшие "подобно серебру". Решив, что это "один из даров князя и что они непременно из серебра", эти чудики потом явились ночью, убили Никиту и завладели объектом своих мечтаний.

Большие вериги Никиты Столпника (фото оттуда):


Им бы сразу и пилить, как Шуре с Паниковским, но дело было мокрое, и подельники в страхе бежали без оглядки со своей добычей аж до самой Волги, где наконец-то сообразив, что тащат кучу железа, выбросили своё сокровище в реку, где оно, однако, не утонуло и стало излучать "необычайный свет", замеченный старцем Петропавловского монастыря Симеоном. Тот доложил начальству, вериги перенесли в монастырь, а позже опознали и с великим почётом вернули в Переславль.

Малые вериги Никиты (фото оттуда же):


Кстати, место обретения никитиных вериг прекрасно известно всем автотуристам. Ещё совсем недавно (по историческим меркам) там стояла Петропавловская церковь:



Убранство её алтарной стены, смотревшей на Волгу, не уступало аналогичному и ныне знаменитому в Коровниках:



В 1918 году краснопузые расстреляли здание из пушек. В 1922 году П.Д.Барановский её отреставрировал. Но в 1937-м дебильные совки всё равно снесли и устроили стадион, а в 1960-х насыпали дамбу. Вот по этой самой дамбе мы все теперь и въезжаем на Октябрьский мост.

фото 1918:


Убийство Никиты Столпника свершилось всего через несколько дней после исцеления князя Михаила, а сам исцелённый прожил после этого долго-долго, прежде чем тоже погиб насильственной смертью (1246). Он вместе с боярином Феодором "убiенЪ бысть ... от окаянного царя Батыя в Ордѣ" за то, что они не "сътвориша волю поганых ... и поганых злочестивыя уставы" демонстративно проигнорировали, чем естественно "яко възбеснѣвша отъ ярости царя сотвориша" (ПСРЛ, 1885, т. 10, с. 237–244).



Наш выдающийся литературовед Лев Александрович Дмитриев сорок лет назад писал, что дочь Михаила Всеволодовича, Мария (ок.1213 — 1271), вдова знаменитого Василька Ростовского, "установила церковное почитание Михаила и Феодора и построила в их честь церковь в Ростове. Тогда же... было составлено краткое сказание о Михаиле и его боярине Феодоре" (вроде даже при непосредственном участии самой княгини). А "позже было создано несколько редакций более пространного повествования о Михаиле Черниговском".



"Православная энциклопедия", издаваемая под редакцией Кирилла, сию информацию повторяет, но в другом абзаце заявляет: "Московский Собор 1547 г. канонизировал М. В. в числе 15 рус. святых к общерусскому почитанию". Однако, в "Открытой православной энциклопедии" список "святых к общерусскому почитанию" на том соборе и не из 15 лиц, и без нашего "М.В."
Уж не ведаю, которая из этих энциклопедий более православная, но список "Открытой" явно восходит к незабвенному академику Е.Е.Голубинскому. В его "Истории канонизации" нетрудно найти не только этот список (стр. 100), но и "список из 15-ти святых", в коем ЕСТЬ Михаил Всеволодович. Только вот канонизированы они не НА соборе 1547-го, а ДО того:


Голубинский всё напутал? или авторы кирилловой энциклопедии опираются на какие-то суперсовременные открытия? может спецы подскажут ...



"Сказание" о Михаиле и Феодоре оказалось на Руси весьма популярным и переиздавалось вплоть до нашего времени.  В 1895 г. выдающийся русский каллиграф и художник Иван Гаврилович Блинов создал лицевой список "Сказания", а в 1988 году появилось факсимильное издание того списка (12 рублей стоило):



С такими вот миниатюрами:



На его страницах убийство князя чурками описано подробно:



Чудесным образом тела убитых сохранялись в целости много дней:

Потом их как-то переправили в Чернигов и похоронили во всем известном Преображенском соборе:

30.jpg

Иван Грозный соизволил торжественно перенести мощи в Москву. Авторы "Открытой энциклопедии" явно писали об этом первого апреля, ибо со словами "перенесены в Москву, в храм, посвященный их имени", уверенно отправляют наивного читателя прямиком в Черниговский переулок. Кстати, туда же посылает и Википедия (но почему-то только одного Фёдора).



"Кирилловская" энциклопедия высказывается так: "Первоначально мощи... находились на Тайницких кремлевских воротах, вскоре были помещены в построенный на Ивановской пл. в Кремле храм, посвященный М. В. и Феодору ... В 1768... собор во имя Черниговских мучеников, был разрушен, мощи М. В. и Феодора перенесли в кремлевский Сретенский собор на Сенях... В 1774 г. мощи перенесли в Архангельский собор..."
Очень радует, что хоть эти энциклопедисты знают, что для мощей при Грозном возвели НЕ упомянутую, дошедшую до нас церковь "под Бором" (на месте встречи процессии из Чернигова), а давным давно исчезнувший собор в Кремле, известный по старинным изображениям.

План "Кремленград" начала XVII века:



Собор Черниговских чудотворцев - перед Иваном Великим посреди Ивановской площади:



А путать этот собор в Кремле с церковью в Замоскворечье у нас вообще любят. Даже в довольно серьёзной и интересной богатством картинок книге А.Л.Баталова и Л.А.Беляева Географический и топографический указатель по пункту "Черниговских чудотворцев, «под бором», церк." отсылает нас к страницам, на половине из которых речь идёт не о ней, а о кремлёвском соборе:

А уж что там имеется ввиду под следующим пунктом "Черниговских чуотворцев, собор в Чернигове", остаётся только фантазировать ...



Но вернёмся к кирилловой энциклопедии. Слова "первоначально на Тайницких воротах" вызывают понятные сомнения. На которых воротах? на фрязиновой башне что-ли? Конечно, все их источники я не видал, но подозреваю, что это просто списано в сочинении (1839) писателя и поэта Н.Д.Иванчина-Писарева, где именно так и сказано, мол из Чернигова "перенесены в Москву в храм, бывший над Тайницкими воротами... оттуда, в 1770-м в Сретенский собор... а в 1774-м в Архангельский" (стр.42).

А как верить поэтам? выходит, Иванчин-Писарев знать не знал о соборе на Ивановской площади. По его тексту получается, что мощи так и были "над воротами" вплоть до 1770 года. Поэзия объяснима, если вспомнить, что к XVIII веку помимо итальянских Тайницких ворот в Кремле появились вторые, т.н. "Верхние Тайницкие ворота", в первом ярусе "Новых приказов" (1675-1683). А во втором ярусе поставили новый (вместо старого на площади) храм Черниговских чудотворцев ("в блоке" с храмом Александра Невского - с общей крышей и продольной стеной).

Современная реконструкция (откуда-то из инета) Новых приказов с теми храмами и воротами. Сию красоту снесут ради дурацкой затеи с баженовским дворцом:



Это место на фрагменте плана-реконструкции на 1675-1680 годы выдающегося русского историка и картографа И.А.Голубцова :



Вот из этого то "храма над воротами" и перенесли в 1770-м в Сретенский собор мощи Михаила и Феодора, а во время строительства (1681-1683) они хранились в Архангельском соборе, о чём повествует в своей книге незабвенный Иван Михайлович Снегирёв:

Т.е. в Архангельский их переносили дважды в 1681 временно и в 1774 окончательно.

В 1688 году "стараниями" потомка св. Михаила, князя Я.Н.Одоевского была изготовлена эта рака (фото из весьма толкового путеводителя Т.Б.Власовой):


После сноса храма над Верхними Тайницкими воротами мощи несколько лет пребывали в Сретенском соборе "на Сенях". Сайт музеев Московского Кремля описывает его так: "сооружен в 1561г. в качестве домового храма при новых деревянных хоромах, построенных Иваном Грозным для своих сыновей - царевичей Ивана и Федора. Каменный храм располагался с восточной стороны новых хором, примыкая с запада к Набережной палате." Древний облик его не плохо виден на изображении шествия Михаила Фёдоровича.  Трёхглавый, слева вверху, он даже подписан:



К середине XVIII века сей памятник видимо в целом сохранился (судя по трёхглавию), но внешность переделана в духе новомодных стилей, что видно по чертежам, выполненным при подготовке строительства дворца для Елизаветы Петровны:



Пишут, дворец построил Ухтомский по проекту Растрелли на подклетах древних палат. Собор при этом сохранили, и получилось примерно так:



Когда Кампорези рисовал свои виды Кремля, мощи Михаила и Феодора уже были перенесены (1774) из Сретенского собора в Архангельский. Тогда же по велению Екатерины II изготовили новую раку, которую после визита шибко культурных французов пришлось реставрировать (1817). По данным упомянутого "Сайта музеев", рака с мощами "с 1774 года" стояла "у юго-западного столпа", а "в настоящее время рака с мощами находится в центральной части алтаря" и выглядит так:



Текст сайта почти дословно списан с упомянутого путеводителя Власовой (в путеводителе ещё указано, что раку 1774-го перенесли в алтарь при реставрации собора в 1970-х). Оттуда же и планчик, где возле северных дверей под №49 - "рака 1688 года", которая просто "экспонируется", а под №50 - "рака со святыми мощами 1817 года":

Заимствование вполне понятное, ибо книга Власовой издана всё тем же кремлёвским ФГУП. Однако, в другом издании (2002) тех же самых "Музеев Кремля" (и весьма капитальном - аж 440 страниц!) висит план, где у северных дверей под №46 - типа "захоронение Михаила Черниговского", а в алтаре ничего нет:



Откуда в книжках, исходящих из одной конторы такие расхождения? Сие касается и вышеупомянутой работы Баталова и Беляева (ведь г-н Баталов в тех "музеях кремля" состоит зам. ген. директора по науке), где взят план из книги 2002 года, только раскрашен красиво.
Судя по картинке из упомянутой книги Снегирёва, рака Черниговских чудотворцев у юго-западного столба выглядела весьма почтенно:



Теперь на этом месте на всех планах значится захоронение казанского царя Утямыш-Гирея. Оно и в старину там было (упоминается тем же Снегирёвым), просто склеп находится под полом. Фото времён реставрации собора в 1905 году. Над склепом даже видны ножки екатерининской раки 1774-го:



Интересно, какими великими идеями руководствовался уважаемый товарищ Цуканов, убирая Михаила и Феодора с сего почётного места? А может, ему за это и дали орден «Дружбы народов»?



Михаил Черниговский канонизирован как мученик за веру. И не удивительно, что пик его "церковной популярности" пришёлся на Московскую Русь. В "питерский период" она уже относительно скромна, несмотря на почётное место в царской усыпальнице. Ну, много ли вспомнишь храмов его имени? На "Соборах" их считают то так, то сяк.



А с другой стороны, хотя при жизни Михаил Всеволодович не был шибко талантливым полководцем или особо крупным государственным деятелем, его посмертная "светско-аристократическая популярность" оказалась просто беспрецендентной, судя по количеству дворянских родов России так или иначе доказывавших своё происхождение именно от этого предка.



Остаётся добавить, что согласно спискам ОКН - "1702 г. Памятник архитектуры федерального значения" (постановление от 30.08.1960).
А в духе новых веяний иногда можно встретить заявления, типа "часовня построена в стиле Голицинского барокко. Характерная особенность - восьми лепестковая композиция центрального и нижнего ярусов", что естественно вызывает вопросы. Ибо 8-лепестковый план занесён в Московию минимум лет за двести до нашей часовни, и почему его надо связывать только с упомянутым стилем? А сочетание двух разнокалиберных 8-лепестковых объёмов не встречается ни в одном из храмов, обычно причисляемых к Голицинским. Да и где оно вообще у нас встречется? Может кто подскажет... Или в этом плане Черниговская часовня совершенно уникальна для Руси великой?


Tags: Переславль Залесский
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments